БАЗИС УБЕЖДЕНИЙ СТАРТАПА

  • 2021


Мы всегда требуем от стартапа Бизнес-план. Но интересный факт, мы должны требовать от стартапа “Базис убеждений”, модель по которой стартап взаимодейстсвует внутри себя и вовне, с окружающим миром.

Стартап, как человек.

В этом утверждении, про важность “базиса убеждений” мы сравниваем стартап с человеком. Человек ведь имеет свой “базис убеждений” и это помогает или мешает ему вливаться во взаимоотношения с другими людьми. Точно так же базис убеждений стартапа помогает или мешает стартапу взаимодействовать с другими стартапами.

Стартап - это то, что взаимодействует.

Стартап - это живая сущность, которая создается взаимодействием с другими сущностями. Эти сущности - потребители, новостные издания, критики, хейтеры стартапа. Все эти люди. составляют “ореол взаимодействия”. Ореол взаимодействия очень широк для стартапов успешных. Их много обсуждают, они часто всплывают в дискуссиях. Например, вчера Петр Чернышов спросил у своей аудитории (а это больше 20.000 человек) на что ему заменить Evernote, который как ему кажется потерял уникальную способность соответствовать его запросам. Это просьба вылилась в длительную дискуссию в которую оказались вовлечены десятки брендов других записных книжек. Эта дискуссия не уникальна, такие же дискуссии подымаются по всему миру лидерами мнений или просто обычными пользователями.

Чему нас учит этот пример. Нам кажется, что мы пользуемся продуктом в вакууме, но это далеко не так. Чем бы мы не пользовались - это вызывает у нас эмоциональную реакцию. И мы готовы делиться этой эмоциональное реакцией. Мы всегда выбираем то, чем мы пользуемся, мы готовы это обсуждать. Каждая вещь, которой мы пользуемся несет отпечаток в нашей душе. Когда кто-то спрашивает о том, какой записной книжкой мы пользууемся - это дискуссия не о записных книжках уже. Это дискуссия о стиле нашей жизни. Но ведь те, кто создавали записную книжнку вложили в нее “базис убеждений”. Какие-то возможности они вынесли на первый план, как самые важные из возможностей исходя из “базиса убеждений”. А какие-то вообще спрятали. Посмотрим на Evernote, даже название этого ресурса - это убеждение. Ever - везде, всегда. То есть это заметки - всегда. Убеждения в стартапах часто настолько велики, что являются частью брендинга, рекламы и соответственно названия продукта. Конкурирующий продукт от Google, которым пользуюсь лично я называется просто Keep. Название достаточно непритязательно, да и продукт очень лаконичный. Кажется, что создатели Keep старались создать минимальный продукт, записную книжку, которая не будет отвлекать вас от ваших мыслей. “Система убеждений” такого стартапа или продукта - это система ценностей, лаконичность - это важная, главная ценность.в убеждениях Keep, поэтому те, для кого стиль жизни - это лаконичность - находят в таком продукте своего друга

Взаимодействие - это все

Стартап соткан из взаимодействий. Каждый раз, когда вы используете стартап - это взаимодействие. Каждый раз, когда вы рекомендуете стартап другим людям - это тоже взаимодействие. Как же создать те взаимодействия, которые будут полезны стартапу и избежать разрушительных, нежелательных взаимодействий. Как раз для этого и пригодится “базис убеждений”. Вы должны понять, во что вы как стартап верите. Верите вы в то, что пользователи будут делиться друг с другом заметками или вы верите, что пользователи будут делать эти заметки исключительно для себя. Решите во что вы верите. А потом покажите эту веру пользователю. Какую-то веру можно зашить в название, какую-то показать через действия, которые вы оставите пользователю или которую вы пользователю поставите как единственную фукнцию или просто первую функцию по списку. Это говорит о том, насколько сильна ваша вера. Если ваша “система убеждений” железобетонна, то возможно ваш выбор - вообще удалить функцию, убрать ее как вредную и вы готовы пользователю объяснить, что этой функции нет. Вспоминается такой язык программирования Basic. У него была функция, которая была помечена как вредная, при этом язык никак не мог избавиться от нее. Эта функция называлась GoTo. Вы могли благодаря ей перейти на выбранную строчку кода и начать код с нее. Считалось, что эта функция настолько запутывает программирования и так плохо влияет на код, что применять ее просто опасно. Но в то же время эта функция использовалась. Почему? Потому, что программисты на этом языке писали игры и программы в сложных условиях. Был ощутим недостаток места под программы. Поэтому речь не шла о том, чтобы программа была написана красиво, речь шла о том, что пользователи просто могли эту программу загрузить в память. Поэтому в Basic-е приходилось жертвовать понятностью кода в угоду тому, чтобы код поместился в память. “Система убеждений” была такая, потому, что такие убеждения позволяли создавать игры в сложных условиях. При этом как только стало больше пространства для кода в современных ЭВМ - язык Basic был заменен программами на C и на Pascal-е. Более структурированные языки победили со своей “системой убеждения” потому, что эта система лучше отвечала новым вызовам. Программы стали сложнее и в сложных. программах уже было разрушительно использовать такие конструкции как GoTo, вы просто не нашли бы потом концов в том, как работает программа. Даже сам Basic в итоге эволюционировал и отказался от этой конструкции.

При этом Basic еще довольно долго использовался Microsoft, которые хотели показать, что разработка под их систему - это просто. Просто - это часть “системы убеждений” языка Basic и системы Microsoft.

Такие же яркие системы убеждение есть у Facebook, часть этой системы в том, что за каждым пишущим стоит человек и его лицо (face), это отражено в названии и является частью системы модерации. Модераторы смотрят за тем, чтобы записи шли от реального, а не анонимного человека.

Люди подсознательно считывают систему убеждений. В приведенном примере про обсуждение систем заметок видно, что люди знают, какие убеждения стоят за той или иной системой и они готовы отстаивать эту убеждения перед друг другом. Разделяющие систему убеждений пользователи - это ваши воины. Они могут захватывать территории, приводить “пленных” - других пользователей, которые тоже начинают разделять вашу систему убеждений.

Все это говорит о том, что “система убеждений” - важная часть стартапа.

Как описать “систему убеждений” стартапа?

Сколько слов должно быть в этой системе? Все зависит от того, насколько ваша система проработана. Мы дадим вам две методики, которые помогут вам проработать свою систему.

Методика 1. “Дао из Концентрации, Энергии и Свободы”.

Тут я ссылаюсь на свою статью “Дао бизнесмена”, которая заключается в том, что мы раскладываем бизнес и систему стартапа по трем составляющим “Концентрации” (узость функций), “Энергии” (взаимодействии с аудиторией) и “Свободы” (то, что вы привносите нового в мир.

Прочитайте статью "Дао бизнесмена". Будет легче идти текст, если вы с ней ознакомитесь

Подумайте, что для вашего стартапа Концентрация?

Мы когда создавали. один из наших самых долгоживущих стартапов “Украинскую баннерную сеть”, приняли как факт, что наша концентрация - это только украинские сайты. Мы ни под какими предлогами не принимали в сеть сайты другие. Это было нашей “точкой концентрации”. Когда мы создавали iForum, такой точкой концентрации стали доклады о “будущем технологий”, это точка концентрации для iForuma, По

Подумайте, что для вашего стартапа Энергия?

Мы приняли как факт, в Украинской баннерной, что пользователи хотят обмениваться рекламой друг с другом. Более того, мы считали, что хорошим тоном является свобода настроек, когда ваш баннер показывается на максимальном количестве других сайтов. Это было нашей точкой “Энергии”. Точно так же в iForum нашей точкой энергии было то, что люди приходят на форум послушать выдающиеся доклады. Мы создали несколько потоков “Бизнес”, “Реклама”, “Технологии” и считали хорошим тоном, что доклады в этих потоках интересны широкой аудитории. Это позволило не дробить сильно доклады по маленьким залам, а ограничиться большими аудиториями. К тому же мы решили пускать доклады без промежутков на обед (хотя это можно уже отнести и к Свободе).

Подумайте, что для вашего стартапа Свобода?

В Украинской баннерной свобода - это было то, что в Украине существует такая платформа и она не зависит от Google или других больших систем. Вы могли загрузить любое количество ваших баннеров. Баннеры можно было переводить со счета на счет и таким образом развивалась цифровая экономика. Мы были далеки от систем, которые не позволяют пользователям распоряжаться своими баннерами. Это было нашей точкой свободы. В iForum нашей точкой свободы было то, что участники приходили для того, чтобы “пить кофе с другими участниками”. Нашим. слоганом было “собрать всех участников на кофе”. Кофе при этом было бесплатным и круглосуточным. У нас были свои спонсоры кофе. Это делало конференцию живой. Ведь люди шли не только слушать доклады, но и общаться друг с другом. Более того, общение обозначалось как одна из главных ценнностей.

Вот такая система описывать “систему убеждений” через Концентрацию, Энергию и Свободу предлагается.

А какая же вторая система? Вторая система базируется на Древе Жизни.

Древо жизни - это графический знак в Иудаизме, который обозначает систему развертывания мира. Вот так он выглядит.

Тут тоже есть система из трех. компонент. Это три столпа. Столп Строгости, Столп Нежности и Столп Милости.

Считается, что Столп Строгости (левый) - это женское начало. Столп Милости (правый) - это мужское начало. А Столп Нежности - центральный, это столп Любви.

Для начала вы должны в системе стартапа обозначить, что для вас Строгость (тут можно вспомнить о Концентрации), потом что для вас Милость (тут можно вспомнить о Свободе), а потом Столп Нежности (это Энергия, взаимодействие пользователей).

А дальше? А дальше нужно сконцентрироваться уже на Сфиротах - кругах в этом обозначении. Сфироты формируют группы. Например три верхних - это глаза (правый и левый) и корона. Вы можете определить, что такое глаза в вашем стартапе, на какие события он реагирует и вписать это в вашу “систему убеждений”. По сути вы разворачиваете “систему убеждений стартапа” по этой системе.

Вероятно я попробую написать более подробную статью про Древо Жизни вашего стартапа. Но всему свое время. Пока мне важно, чтобы вы задумались над тем, что такое “система убеждений” вашего стартапа и о том, на основании чего вы хотите “развернуть” эту систему убеждений. И стартапы с более резнонансным Базисом Убеждений побеждают стартапы с более развитым доходом. Потому, что Базис Убеждений действует подсознательно и вовлекает аудиторию.

Если у вас есть вопросы - пишите мне через Фейсбук в личку. Также приглашаю вас в наш Клуб Стартапов. Это 2500 грн на полгода, но не пугайтесь, это только 100 грн в неделю. Клуб Стартапов помогает лично мне формировать систему убеждений и развивать эти теории. Спасибо вам.

Заранее всем спасибо за вопросы. Алексей Мась

Обсудить эту статью можно по этой ссылке.

Рекомендую книгу

Гай Кавасаки : Стартап